Принципы эффективной команды: как построить слаженный коллектив

Принципы эффективной команды: как построить слаженный коллектив

Иногда работа в команде не задаётся: коллеги замалчивают проблемы и саботируют проект, никак не могут договориться и сдвинуться с мёртвой точки. Разбираемся, какие факторы могут тормозить коллектив, как добиться слаженности и управлять командами в век удалённой и гибридной работы.

Антон Гайдук
507
6 минут чтения

Содержание

Что такое эффективная команда

Эффективность команды — это способность группы людей достигать общих целей и задач. Такой коллектив можно отличить по трём главным признакам:

  • Единое понимание цели. Все участники понимают, как общая цель влияет на их ориентиры и ценности.
  • Согласованные принципы и правила. В команде выстроены нормы взаимодействия. Они влияют на то, как достигаются цели, строится коммуникация и система признания и поддержки.
  • Распределение ролей. Каждый понимает свою роль, задачу и ответственность. 

Эффективность команды — это способность группы людей достигать общих целей и задач. Фото: wavebreakmedia / Shutterstock.com

Как достичь эффективности в команде

Рассказываем о слагаемых эффективности на примере команды Ostrovok.ru Командировки.

Евгения Чумаченко. Фото: HR бизнес-партнёр в Emerging Travel Group.

Евгения Чумаченко, HR бизнес-партнёр в Emerging Travel Group (бренд, куда входит Ostrovok.ru Командировки): «Мы хотим, чтобы каждый ясно понимал стратегию компании и видел, как его работа влияет на общие результаты. В основе нашего подхода лежит регулярная коммуникация, которая включает следующие элементы:

  • Понятные и измеримые KPI коммерческой команды: любой сотрудник должен чётко понимать, какие метрики важны для его работы и как их отслеживать. 
  • Регулярные встречи с менеджером один на один: это помогает получать обратную связь и направлять свои действия в нужное русло.
  • Информирование: важно делиться новостями компании с коллегами и учитывать их мнение о рабочих процессах.
  • Квартальные встречи: раз в три месяца мы обсуждаем промежуточные результаты команд.
  • Опросы сотрудников: у нас есть традиция каждые полгода замерять настроение в коллективе. Это позволяет выявлять проблемные зоны и быстро исправлять ситуацию.
  • Поддержание дружеской атмосферы: в нашей компании принято отмечать вместе значимые события и проводить неформальные встречи». 

Стадии существования команды

Американский психолог и исследователь Брюс Такман в 1960-х годах вывел формулу, по которой команда развивается как живой организм и проходит через несколько стадий.

Формирование

Поначалу люди демонстрируют средний уровень энергичности и высокие ожидания. Они стараются быть вежливыми, одновременно тестируя разные траектории поведения. Участники группы стремятся нащупать иерархию и выбрать лидера. Это этап, когда важно понять общие цели и определить личную зону ответственности.

Шторм

На этапе с говорящим названием «Шторм» часто возникают конфликты и разногласия — это знак, что всё идёт как нужно. Люди делятся на подгруппы, при этом постепенно проявляет себя неформальный лидер. Коллеги определяют приоритетность общих задач относительно своих целей и оценивают, насколько вовлечены другие и до какой степени можно им доверять.

9 правил мозгового штурма

Есть ещё один тип вовлечённой коммуникации с похожим названием, правда, его цель — не притереться к коллегам, а найти нестандартные решения проблемы. Речь о брейншторме. В инструкции рассказали о техниках мозгового штурма и расписали по шагам, как провести такую творческую сессию. 

Нормализация

Кристаллизуются нормы поведения в команде, а цели становятся более ясными. Люди постепенно привыкают к сложившимся ролям. Сотрудники готовы к открытой коммуникации и доверительным беседам, они чувствуют себя расслабленнее.

Сотрудники готовы к открытой коммуникации и доверительным беседам, они чувствуют себя расслабленнее. Фото: AYO Production / Shutterstock.com

Эффективность

Вся энергия группы направлена на достижение целей проекта. Сотрудники берут ответственность за задачи, а проблемы решают самостоятельно: им не требуется контроль со стороны. При этом они показывают открытость и взаимозависимость, поддерживают друг друга.

Распад

Проект успешно завершён, и команда празднует общий успех. Участники продолжают работу уже в новых коллективах, в которых пройдут все те же стадии жизни команды в новом цикле. 

5 пороков команды и как с ними бороться

Патрик Ленсиони, бизнес-тренер по лидерству, командной работе и организационному развитию, в своём бизнес-романе «5 пороков команд» описал часто встречающиеся проблемы в коллективах. Модель построена как пирамида: каждый порок порождает следующий, стоящий на одну ступень выше.

Недоверие

Чтобы побороть порок, лидеру нужно создать доверительные отношения в коллективе, а для этого необходимо показать собственную уязвимость. Важно, чтобы она была подлинной. 

Есть несколько упражнений на развитие доверия в команде, которые предлагает Ленсиони.

«Немного о себе». Получасовая встреча, во время которой руководитель задаёт каждому несколько вопросов, но не слишком личных — например, о хобби.

«Эффективность команды». Упражнение рассчитано на час. Каждый участник должен оценить вклад коллеги в общее дело и назвать сферу, где собеседник должен либо предпринять действия, либо прекратить их.

«Обратная связь». Коллеги дают честную оценку работе друг друга. Осторожно: следите, чтобы субъективная оценка не стала инструментом манипуляций и интриг.

Чтобы побороть недоверие, лидеру нужно создать доверительные отношения в коллектив. Фото: LightField Studios / Shutterstock.com

10 идей для тимбилдинга

Квиз, совместные прогулки или настольные игры — вот лишь часть задумок для организации продуктивного командного мероприятия.

Боязнь конфликта

В конфликтной ситуации лидер должен демонстрировать самообладание и позволить членам группы самостоятельно прийти к решению.

Руководитель может предложить упражнения на преодоление конфликтов.

«Подрывник». Внутри команды случайным образом выбирают участника. Он должен найти скрытые разногласия и вынести их на открытое обсуждение. Дискуссия не должна прекращаться, пока всем не будет ясно, что проблема решена.

«Модерирование». Методика направлена на то, чтобы научить коллег не бояться открытой дискуссии. Если возникает спор, и его участники чувствуют дискомфорт, им нужно напоминать, что конфликт необходим. Когда дискуссия подойдёт к концу, важно ещё раз обратить внимание коллег на пользу спора.

Безответственность

Один из досадных пороков команды — безответственность. Чтобы свести к минимуму её проявления, лидер может чаще рассказывать о целях и стандартах — как командных, так и для каждого отдельного сотрудника. В идеале нужно добиться того, чтобы коллеги добровольно отслеживали, кто и как выполняет свои обязательства. А наградой послужит коллективное поощрение.

Чтобы свести к минимуму проявления безответственности, лидер может чаще рассказывать о целях и стандартах — как командных, так и для каждого отдельного сотрудника. Фото: Denis—S / Shutterstock.com

Нетребовательность

Чтобы сроки не срывались, а задачи двигались вперёд, важно ясно ставить дедлайны и контролировать прогресс на промежуточных точках. Лидер может больше делегировать, подталкивать группу к окончанию обсуждения и принятию решения, а также задавать нужный темп и следить за соблюдением договорённостей. 

Как планировать рабочий день и приоритизировать задачи

Из статьи вы узнаете, как матрица Эйзенхауэра, метод Парето и другие способы тайм-менеджмента помогут наладить рабочие процессы.

Безразличие к результату

Чтобы бороться с безразличием к результату, можно шире информировать команду — и смежные отделы — о целях проекта и брать публичное обязательство за их достижение. Самый очевидный способ мотивировать коллег — поощрять за успехи, награждая бонусами и премиями. Однако денежная мотивация не должна быть единственной.

Как управлять удалённой группой сотрудников

Руководство удалённым коллективом предполагает такие же базовые принципы, как и управление любой офлайн-командой. При этом есть особые требования к коммуникации, принятию решений, организации служебного пространства и рабочего времени.

Советы по организации работы с удалённой командой

  • Подготовьте онлайн-документы для онбординга удалённого сотрудника.
  • Запишите видео или скринкасты, чтобы работники поняли, в каких программах им предстоит работать.
  • Организуйте короткие регулярные встречи.
  • Документируйте даже промежуточные решения после совещаний.
  • Встречайтесь через видеоконференции в виртуальных клубах по интересам во время перерыва или после работы. 

Руководство удалённым коллективом предполагает такие же базовые принципы, как и управление любой офлайн-командой. Фото: Gorodenkoff / Shutterstock.com

Как провести увлекательный онлайн-ивент

Онлайн-мероприятия уже стали обыденностью, но организовать по-настоящему запоминающийся ивент не так-то просто: в статье поделились секретами, как удержать внимание аудитории.


Эффективность команды немыслима без понимания общих целей и стандартов, доверия и готовности вести цивилизованный спор. Кажется, без стресса при построении слаженного коллектива не обойтись. А вот при организации деловых поездок стресс ни к чему: упростить процесс бронирования отелей и билетов, а также работу с закрывающими документами поможет сервис Ostrovok.ru Командировки.

Организовать командировку

Фото обложки: NDAB Creativity / Shutterstock.com

В начало статьи
507
6 минут чтения
Поделитесь с друзьями